Для чего покупается велосипед?
Современные велосипеды позволяют покорять длинные расстояния, быть незаменимыми спутниками в поездках по городу, преодолевать песчаные или лесные дороги, совершать кульбиты и многое другое. От того, как и где будет использоваться велосипед зависит то, какой его тип стоит покупать.
Есть несколько типов велосипедов:
Существуют также и подтипы или разновидности. Например, у горных велосипедов есть модификация с толстыми колесами, которая получила название «Фэтбайк» («FatBike» или в простонародье «толстопед»). Эта же модификация появилась и у электровелосипедов. А за счет маркетологов у шоссейных велосипедов появился брат для езды по гравийным дорогам, который так и назвали — «Грейвелами» (они же «гравел» или «гревел»).
Чтобы не сильно все усложнять и уже на первом шаге не запутаться, упростим выбор:
Выбор в пользу BMX велосипедов нужно делать при желании выполнении каких-то трюков на специальных площадках. А если лень крутить педали, то выбор однозначно делается в пользу электровелосипедов.
Разному возрасту разные критерии
Существуют три возрастные группы, для которых собираются велосипеды: дети, подростки и взрослые. Для первых главным фактором являются безопасность и яркий внешний вид, для вторых — комфорт и безопасность, а для взрослых как наличие всего этого, так и отсутствие каких-то отдельных факторов.
Детский велосипед выбирается с учетом того, что он прослужит 2-3 года. Это не говорит о том, что за это время велосипед сломается. Нет, просто ребенок вырастет. Поэтому многие производители изначально указывают для какого возраста сделан велосипед, учитывая средние параметры детей.
При выборе велосипеда для ребенка обращайте внимание на такие элементы, как:
Подростковый велосипед, по своей сути, является копией более взрослой модели, только ориентированной на возраст юного велосипедиста. Многие модели оснащаются рулем с меньшим диаметром, а также мягкой подвеской. Некоторые производители комплектуют свои велосипеды более длинным подседельным штырем и выносом для более комфортной езды.
Для выбора «железного коня» взрослому человеку придется руководствоваться большим сводом правил, которые описаны в этой статье. Кроме прочего можно обратить внимание на следующие моменты:
Какой размер велосипеда выбрать?
Один из основных параметров велосипеда — его размер. Ошибка с выбором размера будет дорого стоить. При этом производители велосипедов не смогли ранее договориться о единой маркировки и только в последние годы все приходят к одному стандарту. Поэтому при покупке велосипеда консультируйтесь с продавцом по каждой рассматриваемой модели.
Если покупка велосипеда осуществляется через интернет, то обязательно обсуждайте с продавцом размер рамы и подойдет ли она под ваш рост. Не руководствуйтесь только таблицей для подбора размера. Она весьма условна.
Особая сложность может возникнуть у покупателей, чей рост находится на границе между размерами. Тогда, чаще всего, вам подойдет меньший размер: вместо L берите M. Но лучше будет все же перед покупкой «примерить» велосипед в магазине.
Вес велосипедиста имеет значение
Многие производители указывают максимальный вес велосипедиста для конкретной модели. И речь здесь идет не о том, что рама может сломаться под человеком. Если говорить именно про механические повреждения велосипеда, то в первую очередь речь зайдет о поломках обода и подшипников, подседельного штыря, а не рамы. Все эти поломки могут нанести травму человеку, если произойдут во время движения.
Велосипеды рассчитаны в среднем на вес человека до 100-110 кг. Если вес больше (не забывайте еще про экипировку, если она есть), то при выборе велосипеда желательно обращать внимание на следующие факторы:
Людям с очень большим весом (от 180 кг и более), которые желают заняться велоспортом, можно порекомендовать использовать трехколесный вариант велосипеда. Упорство и желание ездить на двух колесной классике помогут быстро сбросить вес и оседлать уже более привычный вариант байка.
Рама велосипеда
Большинство обычных велосипедов изготавливаются из алюминия или стали. Также для производства рам используются различные соединения из хромо-молибдена. Для профессиональных спортсменов делают модели из карбона.
Рама несет большую часть веса. Вес велосипеда влияет на его устойчивость на дорожном покрытии, управляемость и инерции. Чем меньше вес, тем лучше становятся все эти показатели.
Рамы из стали подвержены коррозии и имеют больший вес по сравнению с алюминиевыми. Некоторые недобросовестные продавцы выдают стальные рамы за алюминиевые, нанося различные надписи о том, что она изготовлена из «особого» алюминия. Но простой тест позволяет распознать такие подделки: если обычный магнит держится на раме, то она из стали. Стоимость алюминиевой рамы выше, чем стальной. Поэтому и возникает желание обмануть покупателя.
Алюминиевые рамы практически не подвержены коррозии, более легкие, чем стальные, но и наименее ремонтнопригодные. Они более жесткие, т. к. алюминий не может гасить вибрации. И также этот материал имеет свойство накапливать усталость. Поэтому при активной езде срок службы такой рамы составляет в среднем 10 лет. Хотя некоторые производители велосипедов дают гарантию на свои рамы на значительно больший срок.
Альтернативой вышеназванных рам являются изделия из титана и магниевых сплавов. Рамы из титана обладают высокой прочностью, небольшой массой и не подвержены коррозии. Но они практически не ремонтируются и имеют высокую стоимость. Рамы из магниевых сплавов имеют небольшой вес, но подвержены коррозии и довольно дорогие.
Карбоновые рамы или же рамы из композитных материалов очень легкие, им не страшна никакая коррозия. Но они имеют очень высокую стоимость и очень слабую устойчивость к ударам.
Колёса
У велосипедного колеса есть три основные характеристики: размер, вес и прочность. Чаще всего размер указывают в дюймах. Самые распространенные диаметры: 20'', 24'', 26'', 27'', 27.5'', 28'' и 29''.
В настоящее время 26» колесами чаще всего комплектуются велосипеды начального уровня. Выбор между 27,5'' и 29'', которые наиболее распространены, делается сперва по росту велосипедиста. Если рост 172 см и выше, то выбор падает на 29'' колеса, если меньше — 27,5''.
Если и это не помогает сделать выбор, то ориентируетесь на то, что 29'' колеса лучше ведут себя на дороге с неровностями, у них выше проходимость за счет сцепления с поверхностью и больший накат. Но при этом у них больший вес. Колеса 27'' обладают большей маневренностью. Велосипеды на них резче ускоряются.
Седло
При активной езде на велосипеде упор при выборе седла делается в пользу спортивных и туристических сидел. В противном случае велосипедист рискует не столько комфортом, сколько здоровьем.
Человек сидит на седле двумя седалищными буграми, а не всей своей пятой точкой. Именно это и вызывает дискомфорт у новичков, которые хотят вместо спортивного седла поставить какой-нибудь диван на пружинах, чтобы не испытывать «попа-боль». Но «мягкие» сиденья можно использовать только при непродолжительных поездках. При длительной поездке начнут пережиматься сосуды, которые нарушат кровообращение в малом тазу, и велосипедист начнет ощущать онемение в промежности. Со временем это приведет к проблемам со здоровьем. Особенно у мужчин.
Седла имеют различные формы, но основной их параметр — ширина. Чтобы узнать подойдет ли седло по ширине конкретному человеку, нужно узнать расстояние между седалищными буграми у этого человека. Это можно сделать и дома, проявив смекалку, а можно и в веломагазине. У продавцов есть специальный измерительный стульчик (эдакий «попомер»), на который покупатель должен присесть. Продавцу же останется только посмотреть на расположенную рядом линейку и сказать размер, на который следует ориентироваться при выборе седла.
Если с шириной и формой седла не ошиблись, то «попа-боль» будет только на нескольких первых поездках. После чего чувство дискомфорта должно уйти. Если же этого долго не происходит, то можно подобраться другое седло.
Бюджет
Помните для чего покупается велосипед? Что-то не спешное, езда по городу — у вас может быть минимальный бюджет. Горный или шоссейный велосипед хорошего качества не могут стоить столько же, как и городской. Не смотрите на яркие наклейки, громкие названия с автомобильными брендами. Это все маркетинг, нацеленный только на продажи, но не на качество.
Горный велосипед, который пользуется сейчас наибольшей популярностью, в среднем стоит 700$-800$. Для шоссейного цена может быть еще выше.
Если дешевле, то смотрите почему. Возможно, что это модель известного производителя, которая была выпущена два-три года назад. И такой велосипед смело можно покупать. Да, в нем не совсем современное навесное оборудование, но это не значит, что оно плохое. Иногда оно бывает даже классом выше, чем на современной модели. В других случаях нужно узнавать детали.
Навесное оборудование
Все навесное оборудование будет увеличивать стоимость велосипеда. Чем выше класс оборудования, чем оно надежнее, тем выше его стоимость.
Тормозная система
В современном велосипеде чаще всего используется два типа тормозов: ободные (или V-brake) и дисковые. Последние считаются более надежными, но более сложными в обслуживании. Хотя на этот счет споры не утихают и сторонников каждого типа в мире достаточно. Также существует еще и ножной тип тормозов, которые используются на простых городских моделях велосипедов.
Дисковые тормоза могут быть механическими (используются тросы) и гидравлическими (вместо тросов используется давление жидкости). Последние более дорогие, но за счет максимальной модуляции они дают максимальный контроль и полные ощущения того, как работает тормозная система. Оба типа тормозов работают хорошо в любую погоду, не зависят от грязи и «восьмерках» на колесах, т. е. лишены всех тех минусов, которые есть в ободных тормозах.
Амортизация
Амортизационная система бывает нескольких видов.
Ригидная система (Rigid) отличается отсутствием амортизаторов. Хардтейл (HardTail) имеет переднюю амортизационную вилку с ходом 30-200 мм. Двухподвесная система (FullSuspension) имеет амортизаторы как на передней, так и на задней подвеске. Софттейл система (SoftTail) похожа на двухподвесную систему, но применяется значительно реже и отличается тем, что подвеска заднего колеса не рычажная, а деформационная или же имеет небольшой амортизатор.
Амортизацию подвески и велосипеда обеспечивает сочетание амортизатора и упругого элемента подвески. Амортизатор должен гасить колебания подвески. А энергию удара, которая возникает при езде по неровной поверхности, должна поглощать пружина, эластомер.
При езде по асфальтированной дороге нет нужды в амортизационной вилке. Она наоборот только будет «съедать» усилия велосипедиста. На хороших горных велосипедах для вилки есть переключатель, который блокирует ход вилки, тем самым делая ее ригидной.
Конструктивные особенности
Обратите внимание из чего сделаны шатуны и педали. Шатуны должны быть металлические, никакого пластика! А вот педали могут быть пластиковыми. Опять же, если это педали качественного производителя: Shimano, BBB, Wellgo и др. Если позволяет бюджет, то можете заменить педали на металлические или вообще на контактные. Для последних, правда, понадобиться еще и специальная обувь, а также немного терпения, чтобы научиться с ними ездить.
Нет необходимости менять руль, если только точно не знаете для чего это делается. Стоковые рули достаточно качественные. На них установлены хорошие грипсы. Эти детали меняются только при вашем желании или при существенном износе.
Подведем итог
При выборе велосипеда руководствуйтесь следующими правилами:
И самое главное правило: велосипед должен нравится своему владельцу!