Существует расхожее мнение, что за велосипедом можно не следить. Или можно уделять обслуживанию совсем не много внимания: подкачать шины, установить высоту седла и этого вполне достаточно. Однако, практика говорит совсем обратное. Для комфортной езды и долгого срока службы велосипеда за ним нужно следить. Разберемся, что и как надо делать.
Давление в шинах
Самое простое, что может сделать даже самый молодой и начинающий велосипедист — это накачать колеса. Если было долгое путешествие или была езда по самым разным покрытиям, то после завершения пути нужно не забывать проверить давление в камерах велосипеда. Хорошо, если это делается не на глазок, а с использованием прибора — манометра. Это может быть как отдельное устройство, так и встроенное в насос.

Для того, чтобы не перекачать колесо или же наоборот давление не оказалось слишком низкое, смотрите на покрышку. На ней будет подсказка какое минимальное и максимальное давление она держит.
Еще можно ориентироваться и на вид дорожного покрытия, по которому будет осуществляться новая поездка, чтобы езда была более комфортной: для мягкого грунта потребуется давление в две атмосферы, для умеренно ухабистой дороги — три, а для асфальтов и других твердых покрытий — четыре. Также можно исходить и из веса велосипедиста: чем больше вес, тем больше давление должно быть в шинах.
Обод и спицы
Продолжая тему колес поговорим про сам обод и спицы. На что следует обратить внимание:
Также периодически можно делать проверку на «восьмерки», которые могут появится на колесе. Для этого из подручных инструментов можно сделать простое устройство, которое позволит найти искривление обода. Небольшие деформации обода можно исправить с помощью натяжения спиц.

Если же «восьмерка» появилась на колесе с литыми дисками, то, как правило, такое колесо идет под замену.
Тормоза
Проверке тормозов следует уделять особое внимание, потому что от их работы зависит безопасность велосипедиста. На что следует обращать внимание:
Цепь и звезды
За велосипедной цепью следует обязательно ухаживать: чистить и смазывать. Если этого не делать, то со временем цепь покроется мелкими частицами грязи и песка, которые будут как наждачная бумага «стачивать» как передние, так и задние звезды. В свою очередь, это потребует полной их замены.
Цепь также имеет свойство растягиваться. Так что ее замена это вопрос времени. Для тех, кто катается мало, только в теплую погоду, этот срок займет несколько лет. Для остальных же велосипедистов нужно следить за тем, что происходит с длиной их цепи. Сделать это можно самыми разными способами: например, с помощью инструмента для измерения растяжения цепи, или измерить длину участка в 100 звеньев (она не должна быть более 129,5 см).
Особо ленивые владельцы велосипедов могут ориентироваться на километраж — производить замену цепи каждые 2000 км. Однако, это абсолютно условная и очень усредненная величина. При должном уходе и качестве цепи, указанное расстояние не является столь существенным поводом, для замены.
Для смазывания цепи потребуется две жидкости: одна для обезжиривания, а другая для смазки. Существуют специальные смазки для велосипедной цепи. С ними обработка цепи займет от силы минут 15.

Не забывайте удалять лишнюю смазку! В противном случае она будет выступать в качестве клея, цепляя всю грязь, которая будет служить абразивом.
Звезды велосипеда так же необходимо чистить. На них остается много грязи, которая прилипает во время езды. Чистку звезд (и передних, и задних) нужно производить вместе с чисткой цепи.
Каретка
Между шатуном и стаканом каретки скапливается грязь, которую нужно удалять. Постарайтесь проверить герметичность узла. Не должно быть никаких щелей, в которые может попасть грязь. После чистки можно нанести немного смазки.
Если во время езды создается ощущение того, что педали немного перекашиваются, то это говорит о том, что каретку необходимо перебрать. О необходимости ремонта этого узла также сообщат посторонние шумы (стуки, скрипы) или заедания педалей.
Рулевая колонка
Обслуживать рулевую колонку не сложно. Конструктивно она очень проста. Все обслуживание сводится к промывке и смазке двух подшипников (верхнего и нижнего). Если же подшипники запрессованные, то вынуть их без специального инструмента будет не просто. Но и делать это нужно только в том случае, если в рулевой появился посторонний шум или для поворота руля нужно стало прикладывать больше усилий.
При обычной езде заниматься разбором рулевой можно один раз в год.
Остальные узлы
Периодически стоит проверять все крепления на велосипеде. Все элементы, включая дополнительные, должны быть надежно закреплены.
Все остальные узлы периодически нужно чистить и смазывать. Именно в таком порядке: смазка наносится только на чистую деталь!